Как зарядить аккумулятор автомобиля
Причины разрядки аккумулятора могут быть нелепы и прозаичные, например, не выключенное на ночь радио или освещение салона. Многие аккумуляторы имеют естественное свойство разряжаться при длительном нахождении на морозе. Именно поэтому большинство автомобилей отказываются заводиться зимой.
Классификация пуско-зарядных устройств
Самый простой способ зарядить аккумулятор - иметь под рукой пуско-зарядное устройство. Оборудование делится на несколько категорий.
- Пуско-зарядные устройства - могут выполнять сразу две функции: запускать двигатель и заряжать аккумулятор автомобиля. Современным вариантом ПЗУ являются модели с микропроцессором, который контролирует зарядку и регулирует основные характеристики напряжения. Такие «умные» модели можно использовать с любым видом электролита, тогда как обычные ПЗУ следует выбирать под конкретный аккумулятор.
- Зарядные устройства - предназначены только для зарядки аккумулятора. Оборудование этого типа имеет два основных режима работы - обычный и ускоренный. В зависимости от емкости батареи зарядка в обычном режиме может занять от 20 до 30 ч. Ускоренный режим дает возможность восстановить некоторый заряд в течение 15 мин.
- Пусковые устройства - применяются только для запуска двигателя. Не имеют возможности зарядки аккумулятора, более того, сами зачастую нуждаются в подзарядке собственной батареи. Однако такое оборудование поможет быстро завести автомобиль в срочном порядке.
Основные принципы зарядки аккумулятора
Скоростные режимы
Обычный (NORMAL) - осуществляется за 20 - 30 ч при небольшом токе. Такой режим способствует уничтожению слоя кристаллов сульфата на пластинах электролита, что продлевает срок службы аккумулятора.
Ускоренный (BOOST) - производится на высоких параметрах тока, который составляет около 10% от емкости батареи. Это дает возможность восстановить 60 - 75% заряда за 15 мин.
Методы зарядки аккумулятора автомобиля
- Способ постоянного тока состоит в следующем. С момента включения до полного восстановления емкости аккумулятора поддерживаются установленные параметры тока. В результате батарея заряжается очень быстро. Однако постоянное использование такого метода может привести к ускоренному износу аккумуляторной батареи.
- Способ постоянного напряжения проходит так. На протяжении всего цикла поддерживаются заданные параметры напряжения. Такой метод отличается тем, что в первые моменты после включения восстановление емкости происходит очень активно, а к концу постепенно снижается.
- Комбинированный вариант возможен только при использовании современных пуско-зарядных устройств, поскольку они способны поддерживать исходящие параметры при помощи встроенного микропроцессора. При зарядке аккумулятора комбинированным методом поддержания заданного тока и напряжения емкость батареи восстанавливается очень быстро и без последствий.
Как зарядить свинцовый аккумулятор
Главная особенность батареи такого типа - жидкий электролит, который требует бережного обращения. Батарею нельзя переворачивать или даже сильно наклонять, потому что жидкость, представляющая собой смесь воды и серной кислоты, может вытечь. Проблем от такого аккумулятора стоит ждать при похолодании до -20 °С, когда батарея попросту замерзает.
Порядок действий
- Определить уровень электролита. Слой должен на 5 - 10 мм превышать все внутренние элементы. Если уровень ниже, необходимо долить аккумулятор.
- Выпустить газ. В процессе зарядки аккумулятора жидкий электролит имеет свойство нагреваться и, если превысить параметры тока, может закипеть. Перед зарядкой необходимо открутить защитные колпачки, чтобы образующийся газ мог свободно выйти.
- Подключить клеммы. Соблюдая полярность, необходимо соединить разряженный аккумулятор с ПЗУ при помощи проводов с зажимами-крокодилами.
- Установить параметры тока.
- Подключить к электросети.
Как зарядить сухой и гелевый аккумуляторы
Большинство традиционных пуско-зарядных устройств не подходят для GEL (гелевых) и AGM (сухих) аккумуляторов. В первом случае электролит представлен в виде загущенного силикатного или алюмогеля, во втором - в виде волокон стекловаты, которые поглощают и удерживают кислоту. Для таких аккумуляторов рекомендуется использовать ПЗУ с микропроцессором, который дает возможность генерировать высокие и малые токи, работая в нескольких скоростных режимах зарядки. При восстановлении емкости на малых токах разрушается кристаллический налет на батарее, который является причиной выхода из строя большинства аккумуляторов.
Порядок действий
- Проверка напряжения питания ПЗУ. Некоторые европейские модели предполагают подключение к розетке на 110 В, а не на 220 В.
- Подключение клемм в соответствии с полярностью.
- Подключение ПЗУ к сети.
- Выбор зарядного режима и установка параметров силы тока.
Прикуривание автомобиля
Если у вас нет пуско-зарядного устройства, машину можно завести в аварийном режиме. Для этого существует универсальный, проверенный автовладельцами способ - прикуривание. Вам потребуется другой автомобиль - работающий и провода с зажимными клеммами типа «крокодил». Прикуривание аккумулятора возможно только при одинаковой мощности батарей. При соединении клемм важно соблюдать не только полярность, но и определенную последовательность действий.
Порядок действий
- Установка автомобилей. Транспортные средства необходимо поставить достаточно близко, чтобы провода от прикуривания свободно соединяли клеммы, но при этом чтобы бамперы не соприкасались друг с другом.
- Обесточивание автомобилей. Необходимо выключить зажигание и все источники энергопотребления в обоих автомобилях.
- Последовательное соединение клемм. Сначала кабель к «+» разряженного аккумулятора, затем к «+» аккумулятора-донора, затем к «-» аккумулятора-донора и далее второй конец минусового провода подсоединяется непосредственно к любой детали двигателя без защитного или окрашенного покрытия.
- Запуск двигателя.
- Выключение двигателя.
- Сбор проводов строго в обратном порядке.
|